Почему подростков интересует тема вампиризма?

В этой статье я изложила свои мысли на тему "Что привлекает подростков в теме вампиризма". Хочу отметить, что под подростками я понимаю людей в возрасте 13-19 лет (западное определение тинэйджеров), а не то определение, согласно которому подросткам от 12 до 16 лет.

У многих людей, никогда не интересовавшихся вампирами, тема моей статьи может вызвать удивление или смех. Удивление - у тех, кто видит в вампирах всего лишь вымышленных кровососущих монстров, смех - у тех, кто когда-либо смотрел фильмы про вампиров и видит в этом лишь развлечение. Я не буду обижена подобными реакциями: лучше удивление и смех, чем полное безразличие.

Однако ни для кого не секрет, что для определённого числа подростков (и не только них) тема вампиризма действительно представляет интерес. Выраженность этого увлечения не одинакова у каждого индивида и варьирует от "забавы" до сильного интереса - "хобби".

На всякий случай отмечу, что в моей статье будет идти речь об интересе психически здоровых людей к вампирам, а не о психических отклонениях, когда человек всерьёз начинает считать себя одним из этих существ.

Я думаю, что будет не лишним привести для начала наиболее распространённое определение данного слова (то, которое приводят в толковых словарях): Вампир - фантастический персонаж в религиозных поверьях и фольклоре многих народов мира (в первую очередь, европейских), мертвец, который якобы встаёт по ночам из могилы и высасывает кровь живых людей.

В поверьях считается, что для вампиров вредна святая вода, кресты и чеснок, а для того, чтобы убить вампира, надо воткнуть осиновый кол ему в сердце. Однако, это изначально простое определение вампира, по-разному домысливаемое и интерпретируемое в литературе, кинематографе и музыке, способно вызывать неодинаковые, подчас противоречивые реакции в зависимости от того, на что ставится основной акцент в образе вампира.

В чём именно может проявляться интерес к вампирам? Сейчас я приведу несколько аспектов и немного поясню каждый из них.

Чтение соответствующей литературы. Тема вампиризма пользуется популярностью в мистических произведениях, найти эти книги в современное время нетрудно. Наиболее известная современная писательница, пишущая о вампирах - американка Энн Райс. Она написала целый цикл романов, объединяемый под общим названием "Вампирские хроники" (в них входят: "Интервью с вампиром", "Вампир Лестат", "Королева проклятых", "История похитителя тел", "Золото и кровь", "Вампир Арман", "Пандора", "Вампир Витторио"). Особенность этих романов в том, что повествование в них ведётся от лица самих вампиров. Наиболее известное произведение 19 века о вампирах - это "Дракула" Б. Стокера. Также существует много других книг о вампирах, не буду перечислять названия, потому что это не входит в задачи моей статьи.
Просмотр фильмов про вампиров. Комментарии излишни. Стоит лишь отметить, что в разных фильмах вампиров изображают не одинаково, где-то они похожи на нелепых уродливых монстров), в других выглядят привлекательными (как в "Интервью с вампиром"), и у зрителей возникает симпатия к имиджу вампиров.
Интерес к теме вампиризма в музыке (видеоклипы, внешний вид участников некоторых групп, тексты песен). В поп-музыке и рэп-музыке вампиризм не распространён. Другая ситуация наблюдается в альтернативе, роке, металле и готической музыке. Приведу только некоторые из примеров - тексты песен и имидж блэк-металлических команд "Cradle of filth" и "Ancient", готик-групп "The 69 eyes", "To/Die/For" "Type O Negative", отдельные песни рок-групп "Queensryche", "Rainbow" и "Eurhythmics". Следует отметить, что "атмосфера вампиризма" в музыке может достигаться и без непосредственного употребления слова "вампир" в текстах и строгого следования стереотипу внешнего вида вампиров.
Симпатия к вампирскому имиджу и подражание ему. Этот аспект частично повторяет предыдущие два. Сейчас я хочу подробнее описать то, что большинство подростков подразумевает под данным словосочетанием. Вампиры-мужчины: худые, все в черном, массивные украшения из белого металла, чаще - с черными волосами, с длинными острыми ногтями (у вампиров в музыке они тоже обычно чёрные), мрачные, уверенные в себе, умеющие завлечь жертву, зачаровав её. Вампиры-женщины: в цветовом отношении к ним относятся все признаки вампиров-мужчин, с точки зрения мрачности они бывают либо тоже задумчиво-мрачные, либо подчёркнуто-сексуальные
Вампиризм и компьютер. Интернет: и русский, и мировой интернет предлагает множество вампирских сайтов, на которых можно найти информацию о книгах/фильмах/компьютерных играх/клипах/песнях/шутках про вампиров, почитать сами книги, посмотреть картинки и фотогалереи, пообщаться с единомышленниками и т. д. Копьютерные игры: в них тоже встречается тема вампиризма.
Данный аспект является обобщающим и именно он наиболее отражает глубину увлечения подростка вампирами. Я имею в виду обсуждение темы вампиризма с знакомыми (не со всеми, конечно, а с теми, кого это тоже интересует). Количество прочитанных книг, просмотренных фильмов или посещенных сайтов - не самоцель, главное - насколько тот или иной человек способен рассуждать о вампирах, анализировать разные представления о них, выдвигать собственные предположения, идеи и умозаключения. Увлечение темой вампиризма также может способствовать развитию творческих талантов подростка, когда он или она начинают писать стихи или прозу о вампирах, рисовать их.
Однако вернёмся к основной теме: Почему подростков интересуют вампиры? Причин много, я назову наиболее распространённые из них и ещё раз напомню, что все люди обладают своими особенностями психики, вследствие которых они уделяют первостепенное значение той или иной из этих причин, а другие могут не представлять для них ценности.

Итак, наиболее простая причина - интерес к вампирам как частное проявление интереса к вымыслу, мистике и всему сверхъестественному. Большинство детей любят сказки, это общепризнанный факт. Трудно поверить, что с окончанием детства и вступлением в подростковый период эта любовь к вымыслу исчезает бесследно. Просто некоторые хотят казаться взрослыми и считают такие вещи детскими, несерьёзными, не заслуживающими внимания, а другие продолжают любить сказки, но читают уже не то, что в детстве, а "мистику" и "фэнтези", в частности, произведения о вампирах. Подростки читают эти книги для развлечения, чтобы отдохнуть от учёбы или помечтать.

Как правило, эта поверхностная причина не способна развить у подростка большой интерес к вампирам, если она не сопровождается другими, но она стимулирует чтение соответствующих книг и просмотр фильмов.

Говоря об интересе именно к вампирам, а не к мистике в целом, следует обсудить другие причины - те, что непосредственно связаны с представлением о вампире как образе - и выяснить, что в нём привлекает подростков.

Образ вампира очень многозначен. В зависимости от его интерпретации изменяется и отношение. Как я уже писала выше, те, кто рассматривают этот образ упрощенно и видят в нём лишь представление о вымышленном кровососущем монстре, вряд ли будут интересоваться вампирами.

Я не осуждаю таких людей. Просто они привыкли рассуждать четко, однозначно разделяя явления на белые и черные, людей - на плохих и хороших. "Если вампир плохой, - считают они, - то чем же он может быть интересен?"

Вампирами интересуются те, кто находит в этом образе что-то большее. Что способствует такому отношению подростков к вампирам? Конечно же, книги, музыка, кино. Но ведь их тоже создают люди, которым этот образ дарит вдохновение. И как после всего не признать, что образ вампира обладает притягательностью? "Меня всегда удивляло некоторое замешательство человечества в том, что человек, ставший вампиром, уже вовсе не человек, а зверь. Это отнюдь не так." (из высказываний моих знакомых).

Образ вампира - сложный, глубокий, и, вдумавшись, в нём можно найти не только вечную жажду крови.

Подростковый возраст - беспокойный, отчасти бунтарский период: каждый хочет самоутвердиться, доказать свою независимость, силу характера, заставить окружающих признать его право быть личностью.

Именно поэтому возникает что-то наподобие зависти к сверхъестественным способностям, которыми традиционно наделяются вампиры, например, к их умению загипнотизировать и зачаровать жертву. "Вот бы мне такие способности! - думает подросток, расстроенный непониманием или невозможностью достичь желаемого, - Я бы зачаровал ту девушку (парня)!" (или - "Я бы им всем показал!") Вампир - персонаж отрицательный, но сильный, уверенный в себе, воплощение большой энергии со знаком минус. Но сила и мощь способны привлекать подростков сами по себе.

Подростки по своей природе противоречивы, склонны к неподчинению, отрицанию. Отсюда - симпатия к отрицательным героям как протест против фразы: "Ты должен быть правильным, хорошо себя вести!"

Это вовсе не означает, что подросток, которому нравятся вампиры, считает, что надо вести себя асоциально. Скорее, симпатия к вампирам - проявление подросткового максимализма. И не стоит забывать, что вампир - образ хотя и влиятельный, но существующий лишь в нашем воображении (если не считать так называемых "энергетических" вампиров, существующих реально, но на них не распространяется то, что я обсуждаю, потому что у них нет тех сверхъестественных способностей, привлекающих подростков).

Вампир - существо независимое, он никому ничего не должен. На него не распространяются законы людей. А независимость и самостоятельность жизненно необходимы, и в этом ещё одна причина для симпатии.

Если задуматься, люди ещё в древние времена придумали этот образ потому, что они не чувствовали себя защищёнными. Образ вампира отражает идею о ком-то представляющем опасность для людей, для кого мы являются пищей, так же как мы питаемся животными. (Конечно, для вампира выпивание крови означает не только еду, но об этом позднее.)

Также образ вампира как создания ночи подразумевает таинственность, загадочность, недосягаемость, которые обладают притягательной силой. Когда всё ясно, чётко и понятно - это скучно, а загадка - это всегда любопытство, постоянная работа ума, желание узнать и понять, что спрятано там, в глубине. Ночь сама по себе является многозначным, глубоким символом. Это время как сладких снов, так и ужасных кошмаров. Ночь олицетворяет и свободу, и мглу непонимания, и сон природы, и разгул тёмных сил.

С вампирами и ночью ассоциируется чёрный цвет, имеющий особое значение для многих подростков и так любимый ими. Это неудивительно и подтверждается данными психологии, которая считает чёрный цвет цветом протеста, неприятия, стремления доказать свою независимость, что как раз важно для подростков.

Образ вампира наводит на раздумья о бессмертии и вечной молодости - тоже противоречивые темы. Трудно найти человека, который бы ни разу не желал бессмертия в своих мечтах. Мы все в той или иной степени боимся смерти. Но бессмертие имеет как плюсы, так и минусы... Нужно ли бессмертие ценой жизней других, или оно превращается в наказание? Трудно смотреть, как стареют и умирают те, к кому ты привязан, когда ты остаешься вечно молодым... А что может быть хуже вечных мучений?

Подростки пытаются найти в образе вампира и положительные черты, сходные тем, что есть у них самих - "оправдать" его. Подростки представляют вампира, как одинокое существо, не понятое окружающими и вследствие этого ненавидимое ими, обречённое вечно скрываться. Они подчёркивают то, что вампиры убивают людей, выпивая их кровь, потому что иначе они сами умрут (как раз этим они отличается от маньяка-убийцы, издевающегося над людьми, следуя только своим бредовым фантазиям): "Им кровь нужна не просто для развлечения, а для жизни". Подростки пытаются представить размышления вампира и приходят к выводу, что, скорее всего, он и сам не рад своей участи и устал от бессмертия.

Подростков интересует, способен ли вампир чувствовать, переживать, любить. И они отвечают, что да, ведь он бывший человек. Но вампир не в состоянии проявить свою любовь так, как это сделали бы смертные. Поэтому теперь пожалеть уже можно самого вампира, который страдает и продолжает приносить только смерть вместо любви (вместе с любовью -?). Примечание: в некоторых книгах вампиры сохраняют возможность вступать вступать в сексуальные контакты человеческого типа (например, у Лорелл Гамильтон и у Поппи З. Брайт).

Существует определённая связь между вампиризмом и эротикой. Ведь не случайно же и вампиры, и вампирши обладают умением завлекать жертву, зачаровывать её. Однажды я прочитала интересную мысль о том, что психологический смысл вампиризма - стремление обладать сексуальным партнером всецело "до последней капли крови". Можно провести аналогию между взаимоотношениями "вампир - жертва" и садомазохизмом. Но это вовсе не означает, что люди, интересующиеся вампирами, непременно склонны к таким крайностям, и, наоборот, что люди с крайностями интересуются вампирами.

Итак, образ вампира близок людям подросткового возраста, наводит их на размышления о силе, независимости, уверенности, добре и зле, вечной жизни и смерти, любви и многих других проблемах. Неудивительно, что некоторые подростки начинают подражать "имиджу" вампиров, ведь мы всегда подражаем тому, что имеет на нас влияние.